Foto IN

Заведующая кафедрой – Татьяна Ильинична Добрыдина, кандидат педагогических наук, доцент.
Заместитель заведующего кафедрой – Тимур Александрович Логунов, кандидат филологических наук, доцент.
Адрес: пр. Советский, 73, корпус № 2, аудитория 2401
Тел. (внутренний): 4-55
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
 
Сотрудники кафедры

•    Гаврилова Марина Михайловна – ассистент,
•    Годжаева Наталья Сергеевна – кандидат филологических наук, доцент,
•    Леванова Альбина Егоровна – кандидат филологических наук, доцент,
•    Локтева Марина Сергеевна – кандидат филологических наук, доцент,
•    Точилина Юлия Николаевна – кандидат филологических наук, доцент,
•    Юрьева Лариса Ивановна – старший преподаватель,
•    Якимова Наталия Сергеевна – кандидат филологических наук, доцент,
•    Фальман Ангелина Вячеславовна – специалист по учебно-методической работе 1 категории.
 

История кафедры
Кафедра основана в 2005 г. для обеспечения языковой подготовки студентов-международников. С момента образования кафедра осуществляет преподавание иностранных языков (английского, немецкого, французского, китайского и японского) на всех отделениях ФИиМО/ИИГУиМО/ИИиМО в полном соответствии с требованиями, установленными соответствующими государственными образовательными стандартами. Процесс обучения студентов иностранным языкам носит прикладной характер и тесно связан с их будущей профессиональной деятельностью. Благодаря усилиям преподавателей кафедры факультет не только укрепил отделения «История» и «Международные отношения», но и открыл направления «Зарубежное регионоведение» и «Туризм», где студенты изучают два языка: европейские (английским/немецкий) и/или восточный (китайский).
Преподаватели кафедры постоянно повышают уровень профессиональной подготовки, обучаются на курсах повышения квалификации, в том числе за рубежом, владеют современными методиками и технологиями преподавания иностранных языков. В 2013-2016 годы кафедра являлась участником двух проектов европейской программы TEMPUS в формате повышения квалификации и переподготовки кадров для Кемеровской области. С момента основания кафедры защищено 7 диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук.
В настоящее время на кафедре применяются методы обучения и критерии оценки знаний, соответствующие современным международным форматам, включая стандарты международных экзаменов, которые напрямую отражают актуальные требования, предъявляемые к уровню владения иностранным языком в современном мире.
Преподаватели кафедры иностранных языков в профессиональной коммуникации осуществляют подготовку бакалавров и магистров по направлениям, реализуемым ИИиМО: 46.03.01 – «История» (бакалавриат), 46.04.01 – «История» (магистратура), 41.03.05 - «Международные отношения» (бакалавриат), 41.04.05 - «Международные отношения» (магистратура),  41.03.01 – «Зарубежное регионоведение» (бакалавриат), 43.03.02 – «Туризм» (бакалавриат), 43.04.02 – «Туризм» (магистратура), 44.03.05– «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» (бакалавриат), 41.03.04 «Политология».
 

Дисциплины, преподаваемые сотрудниками кафедры для бакалавров направления «История»:
•    Иностранный язык
•    Классические языки: латинский язык
Дисциплины, преподаваемые сотрудниками кафедры для бакалавров направления «Международные отношения»:
•    Иностранный язык
•    Практический курс основного иностранного языка
•    Латинский язык
•    Особенности фонетического строя основного иностранного языка
•    Основной иностранный язык (профессиональный)
•    Второй иностранный язык
•    Практический курс второго иностранного языка
•    Основной иностранный язык (деловой язык)
Дисциплины, преподаваемые сотрудниками кафедры для бакалавров направлений «Педагогическое образование с двумя профилями», «Политология»:
•    Иностранный язык
Дисциплины, преподаваемые сотрудниками кафедры для бакалавров направления «Зарубежное регионоведение»:
•    Иностранный язык
•    Язык региона специализации
•    Практический курс иностранного языка (язык международного общения)
•    Деловой иностранный язык (язык международного общения)
•    Язык массовых коммуникаций (язык международного общения)
•    Основы профессионально-ориентированного перевода (язык международного общения)
•    Основы профессионально-ориентированного перевода (язык региона специализации)
•    Особенности перевода профессиональных текстов (язык профильного региона)
Дисциплины, преподаваемые сотрудниками кафедры для бакалавров направления «Туризм»:
•    Иностранный язык
•    Иностранный язык № 1
•    Иностранный язык второй
•    Английский язык в профессиональной коммуникации
Дисциплины, преподаваемые сотрудниками кафедры для бакалавров направления «Международные отношения»:
•    Иностранный язык делового и профессионального общения
 Дисциплины, преподаваемые сотрудниками кафедры для магистрантов направления «Туризм»:
•    Иностранный язык в сфере туризма
•    Иностранный язык в сфере гостеприимства и общественного питания
•    Профессиональный иностранный язык
 
Основные направления научной деятельности:
Основное направление научной работы кафедры – «Формирование лингвокультурологической составляющей профессиональной компетентности у студентов». Кроме того, в своей научной работе преподаватели кафедры занимаются теоретическими и прикладными проблемами современной лингвистики (когнитивная лингвистика, компаративистика, исследования дискурса и массовой коммуникации, концептуальные исследования, психолингвистика, классические языки), педагогики и методики преподавания иностранных языков.
Кафедрой подготовлены значительное количество публикаций и ряд учебных пособий, в том числе пособий, рекомендованных СибРУМЦ ВПО для межвузовского использования в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по направлениям «История» и «Международные отношения». Учебное пособие «Английский язык в сфере туризма» рекомендовано УМО учебных заведений РФ по образованию в области сервиса и туризма в качестве учебного пособия для обучения студентов высших учебных заведений по направлению «Туризм».
Наиболее значимые публикации преподавателей кафедры за последние 5 лет:
Учебные и учебно-методические пособия:
•    Логунов Т.А. Основной иностранный язык (профессиональный): юридический английский. Учебное пособие / Т.А. Логунов - Кемеровский государственный университет. – Кемерово, 2014.
•    Точилина Ю.Н., Годжаева Н.С., Лымарева М.С. Практическая фонетика немецкого язык/ Кемеровский государственный университет. – Кемерово, 2014.
•    Точилина Ю.Н., Годжаева Н.С., Лымарева М.С. Мультимедийный электронный образовательный ресурс УМК «Практическая фонетика немецкого языка», 2014.
•    Точилина Ю.Н., Годжаева Н.С. Немецкий язык: СМИ и их роль в жизни современного общества. Перевод, реферирование и аннотирование общественно-политических и профориентированных текстов / Кемеровский гос. ун-т. – Кемерово, 2015. – 160 с.
•    Точилина Ю.Н., Лымарева М.С. Немецкий язык: Основы профессиональной устной речи / Кемеровский гос. ун-т. – Кемерово, 2015. – 270 с.
•    Точилина Ю.Н., Лымарева М.С., Годжаева Н.С. Немецкий язык: Устные разговорные темы / Кемеровский гос. ун-т. – Кемерово, 2015. – 356 с.
•    Юрьева Л.И. Латинский язык: учебное пособие /Составители Е.Ф. Филипьева, Л.И. Юрьева. - Кемеровский гос. ун-т. - Кемерово, 2015. – 171 с.
•    Точилина Ю.Н. Немецкий язык для магистрантов-историков: электронное учебное пособие - Кемерово, 2015
•    Добрыдина Т.И. и др. Английский язык для сферы туризма: учебное пособие /Т.И. Добрыдина, А.Е. Леванова, Т.А. Логунов, Н.С. Якимова. - Кемеровский гос. ун-т. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2015. – 139 с.
•    Точилина Ю.Н.Немецкий язык для магистрантов направления подготовки "История" / Ю. Н. Точилина; Кемеровский государственный университет. – Кемерово, 2016. – 143с.
•    Галаганова Л.Е. Логунов Т.А. Английский язык для магистрантов направления “Документоведение и архивоведение”: учебное пособие / Л. Е. Галаганова, Т. А. Логунов: Кемеровский государственный университет. – Кемерово, 2016. – 275 c.
Научные статьи:
•   Добрыдина Т.И. Перспективы использования виртуальной образовательной платформы Moodle в обучении иностранным языкам /Т.И. Добрыдина, О.Г. Масленникова, Е.Ю. Надеждина // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2014. – № 2(59). – Т.3. – С. 282–287.
•    Леванова А.Е., Галаганова Л.Е. Развитие гражданской компетентности будущих специалистов-гуманитариев //Вестник Кемеровского государственного университета. – 2014. – № 3 (59). – Т. 2. – С. 110–117.
•  Галаганова Л. Е., Морозова Н. И. Исторические аспекты формирования патриотических идей как гражданских ценностей в педагогической системе высшей школы //Вестник Кемеровского государственного университета. - 2014. - № 3 (59). - Т. 2. - С. 129–134.
•    Логунов Т. А. Стратегия манипуляции в высказываниях с футуральной временной отнесенностью в англоязычном электоральном дискурсе (на материале предвыборных дебатов начала XXI века в США) //Вестник Кемеровского государственного университета. - 2014. - № 3 (59). - Т. 2. - С. 84–86.
•    Торопчин Г.В. Австралийский Союз и Федеративная Республика Германия в режиме ядерного нераспространения в 1991-2011 гг. // Вестник Томского государственного университета. – 2014. – №381. – Томск, 2014. – С. 153–159.
•    Точилина Ю.Н. Концепт «RUSSEN». Русский характер глазами жителей современной Германии //Вестник КемГУ. – 2014. – № 2 (58) Т.1. – С.224–229.
•    Якимова, Н.С. Кросс-культурные психолингвистические исследования как инструмент взаимного познания народов / Н.С. Якимова // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2014. -№ 2(59). Т.3. - Кемерово, 2014. - С. 328–332.
•    Точилина Ю.Н. Образные признаки концепта ЛИЧНОСТЬ как составляющей макроконцепта РОССИЯ. – Новые парадигмы и новые решения в современной лингвистике; гл. ред. М.В. Пименова. – Санкт-Петербург, 2015. – Вып. 6. – С.107–110.
•    Галаганова Л.Е. Становление профессионального самоопределения студентов вуза в педагогической культуре изменяющегося социума [текст] /Г.Г. Солодова, Л.Е. Галаганова, Г.А. Епанчинцева //Вестник КемГУ. Серия Педагогика. Филология. - 2015. №2(62)Т.3. - с. 104-112
•    Точилина Ю. Н. Ключевые концепты немецкой культуры как составляющая обучения немецкому языку как второму иностранному бакалавров направления подготовки «туризм» // Вестник КемГУ 2015, №2 (62), т.7. с.126–130.
•    Золотарева С. А., Логунов Т. А. Применение элементов CLIL и проблемно-ориентированнного обучения в преподавании иностранного языка на направлении подготовки «Туризм» с целью формирования общекультурных компетенций обучающихся // Вестник КемГУ. – 2015. – №2 (62), т.7. с.81–86.
•    Добрыдина Т.И., Усвят Н.Д., Керш Н. К вопросу о роли кафедр иностранных языков в формировании профессиональной компетентности кадров для туристской индустрии в высших учебных заведениях // Вестник КемГУ. – 2015. – №2 (62), т.7. с.68–72,
•    Галаганова Е. З., Галаганова Л. Е. Бренд города и современные педтехнологии в туризм-образовании //Вестник КемГУ. Серия Педагогика. Филология. – 2015. – №4(64). Т.2. - с. 12–18
•    Godzhaeva, N. S., Logunov, T. A. Developing Language Competency of University Teachers to Implement Content and Language Integrated Learning (CLIL) in a Regional University: Challenges and Prospects in Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 11 (2015 8). pp. 2299–2306
•    Добрыдина Т. И., Якимова Н.С. Иностранный язык для взрослых: вызовы для слушателей и педагогов // Образование в течение всей жизни в эпоху знаний: теоретические и практические аспекты иноязычного образования: Материалы I Международной научно-практической конференции. Сибирский федеральный университет. Красноярск. 2016. С. 36–40.
•    Юматов К.В., Сурцева А.А., Якимова Н.С. Tourist destination dynamics in Russia // H. Halkier, D. Muller, C. Anastasiadou et al. Tourism development and public-private partnership in four non-metropolitan destinations: Department of Culture and Global Studies, Aalborg University. ISBN: 978-87-92305-24-4
•    Zaitseva, N.A.; Larionova, A.A. ; Yakimova, N.S. ; Leukhova, M.G. ; Radina, O.I. Methodological Aspects of Foreign Language Teaching in the Preparation of the Tour Guides // Modern Journal of Language Teaching Methods. Vol. 7. Issue 4. 399–409.
•    Fomin A. G., Yakimova N. S. Communication strategies in conflict discourse: cross-cultural experimental research // Procedia - Social and Behavioral Sciences 236 ( 2016 ), 65–70.
•    Yumatov K.V., Kiryanova L.G., Yakimova N.S., Zaitseva N.A., Larionova A.A., Korsunova N.M. Problem-based learning methods for training staff for tourism and hospitality clusters //Eurasian Journal of Analytical Chemistry. – Vol.12. No 5b (2017) 803–812.
•    Pevneva, I.,Gavrishina, O.,Smirnova, A.,Rozhneva, E.,Yakimova, N. Education within Sustainable Development: Critical Thinking Formation on ESL Class // E3S Web of Conferences Volume 21, 10 November 2017, Номер статьи 04021
•    Blinova, S.,  Dobrydina, T. Influence of Coal Industry Enterprises on Biodiversity (on the Example of Formicidae) IInd International Innovative Mining Symposium (Devoted to Russian Federation Year of Environment). Volume 21, 2017. (Scopus: E3S Web of Conferences, https://www.e3s-conferences.org/articles/e3sconf/abs/2017/09/e3sconf_2iims2017_02011/e3sconf_2iims2017_02011.html)
•    Blinova S. V. and Dobrydina T. I. Study of ants as bioindicators of industrial pollution in Kemerovo Region, Russia // IOP Conf. Series: Earth and Environmental Science 115 (2018) 012035 doi:10.1088/1755-1315/115/1/012035
•    Godzhaeva N., Logunov T., Lokteva M. and Tochilina Yu. Challenges and Prospects of CLIL for Training Mining Engineers // E3S Web of Conferences 41, 04052 (2018) IIIrd International Innovative Mining Symposium.
•    Blinova S., Korchagina M., Radosteva A., and Dobrydina T. Coal Industry Impact on Ants of the Genus Formica (Hymenoptera: Formicidae) // E3S Web of Conferences 41, 04052 (2018) IIIrd International Innovative Mining Symposium.
•    Точилина Ю.Н. Некоторые способы вербализации концепта Persönlichkeit в немецкой языковой картине мира // Лучшая научная статья 2018: сборник статей XVII Международного научно-исследовательского конкурса. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2018. – С. 190–194.
•    Dobrydina T., Usvyat N., Shipilova T. (2019) Information and Communication Technologies (ICT) in VET in Russia: New Developments. In: McGrath S., Mulder M., Papier J., Suart R. (eds) Handbook of Vocational Education and Training: Developments in the Changing World of Work.
•    Blinova, S.,  Dobrydina, T. The Study of Bioindicators Possibilities of Ants (Hymenoptera: Formicidae) Under the Conditions of Industrial Pollution// IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, Volume 224, Number 1

 

Работа со студентами:

С 2008 г. кафедра реализует программу дополнительной профессиональной переподготовки «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации»; с 20018 года – по китайскому и японскому языкам. Студенты отделений «Международные отношения», «Зарубежное регионоведение» и «Туризм» получают квалификацию «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» на основе прохождения обязательного курса обучения основному иностранному языку. Обучение осуществляется параллельно с образовательным процессом по основному направлению. По желанию студенты-международники получают дополнительную квалификацию «Переводчик» и по второму изучаемому языку (курс обучения длится один год). За весь период более 600 слушателям программы была присвоена дополнительна к основному диплому квалификация Переводчик в сфере профессиональной      коммуникации.

 

Для желающих расширить свои знания по иностранным языкам преподавателями кафедры организованы курсы по английскому, немецкому, китайскому, японскому и испанскому языкам. Традиционным стало проведение студентами экскурсий на английском языке по городу и в музее-заповеднике «Томская писаница». Под руководством преподавателей кафедры студенты института выезжают на летние стажировки в Германию, Данию и Китай.

 

Привлекая лучших студентов института, кафедра активно участвует в лингвистическом обеспечении (устный и письменный перевод) международных конференций с участием зарубежных гостей.
Преподаватели кафедры регулярно проводят встречи студентов с выпускниками ФИиМО, которые строят свою карьеру в различных сферах профессиональной деятельности, успешно реализуя знания и умения, сформированные за годы обучения на факультете, в том числе и на занятиях по иностранному языку.